ЦБ предлагает использовать биометрические данные клиентов в ДБО и банкоматах

26.06.2019

1 ноября 2019 года стартует расширенный пилотный проект Центрального Банка Российской Федерации по использованию биометрии – «Биометрия-light».

Регулятор прорабатывает возможность использования сданных в Единую биометрическую систему (ЕБС) гражданами образцы лица и голоса при операциях через дистанционное банковское обслуживание (ДБО), колл-центры, отделения банков или банкоматы.

Так, «Биометрия-light» в сфере ДБО, согласно проекту, должна решить проблему подмены личности клиента, компрометации устройства клиентов или канала передачи данных. Предлагается использовать биометрию для подтверждения операций, имеющих признаки мошеннических, а также применять ее при интернет-покупках вместо кода из СМС. Кроме того, использование биометрии-light должно решить проблему подделки паспортов клиентов и внутреннего фрода в банках. Рассматривается, в том числе, и революционный вариант использования биометрии вместо паспорта. При звонке в колл-центр биометрия позволит расширить перечень доступных операций, в банкоматах она даст возможность снимать и вносить наличные.

В Банке России подтвердили планы по запуску проекта. Представители ЦБ рассказали, что на данный момент обсуждают с участниками рынка в рамках профильной рабочей группы бизнес-процессы и новые кейсы применения механизма удаленной идентификации в деятельности банков.

Банки поддерживают идею использования биометрии в колл-центрах и отделениях – представители индустрии отмечают, что в качестве дополнительного фактора идентификации при звонке в колл-центр, биометрия позволит значительно сократить время на идентификацию при разговоре, а также даст надежную защиту от мошенничества с поддельными паспортами.

При этом эксперты указывают, что применение биометрии в ДБО будет трудоемким и затратным, так как потребуется приобретать специальный модуль для программного обеспечения и совершенствовать инфраструктуру. Что же касается применения биометрии в банкоматах, то банкиры единодушны — главное, чтобы это требование не стало обязательным и не пришлось менять весь парк устройств.

Кроме того, эксперты видят и дополнительные риски удаленной идентификации. Они подчеркивают, что, например, банковские трояны в мобильных приложениях могут перехватывать изображение с камер и голос с микрофона, и при наличии этого риска биометрия лишь упрощает подмену личности клиента. Таким образом, наряду с внедрением биометрии требуется усиление защиты смартфонов и ПК пользователей, что является непростой задачей. Еще один фактор, который может помешать реализации проекта, – неготовность населения. Сегодня на финансовом рынке пока отсутствует опыт масштабного внедрения такой идентификации, потому на первом этапе целесообразно предлагать клиентам и традиционный, и новый способ идентификации, считают эксперты.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4011576